Previous Entry Поделиться Next Entry
Казань сто лет назад.
vuchich wrote in kazan

В выходные, наконец, забрал у своего коллеги, интересную книжку. Называется она «Старая Казань», автор Георгий Милашевский. Книга была издана издательством «Заман» и Национальным музеем РТ в 2005 году. Кроме всего прочего в ней много интересных фотографий.


Встреча иконы Смоленской Божьей Матери. Начало 20-го века. Оказывается, массовые скопления людей на Ярмарочной площади были и до революции.


Открытие памятника Н. И. Лобачевскому. 1896 год.


Это некий военный смотр на месте современного Толстовского садика. В то время это была улица Институтская. Фото конца 19-го века. Видимо про это место, Толстой писал в рассказе «После бала», когда герой увидел отца понравившейся ему девушки, который лупил по лицу провинившегося солдата.


Так выглядело озеро Кабан. Двухэтажные каменные дома в центре фото, стоят примерно на месте современного здания «Татэнерго» и сквера Тукая. Фото конца 19-го века.


Рыбнорядская площадь. Конец 19-го века. Место скопления тогдашних «газелистов». На заднем плане номера Щетинкина, на этом месте сейчас стоит ТК «Кольцо».


Дом Фукса, на перекрестке современных улиц Московской и Камала. Фото конца 19-го века.


Черноозерская улица. Начало 20-го века. Современный перекресток улиц Дзержинского и Лобачевского. Тут ходил трамвай. Дом справа – сохранился до сих пор. В нем цветочный магазин.


Николаевский сквер. Начало 20-го века. Это современный Ленинский садик. Фото сделано от КГУ. В левом верхнем углу современная улица Театральная. В правом верхнем – современная Пушкина.


Вид на Подлужную слободу. Начало 20-го века. Я так понимаю, что снимали это с башни Сююмбике.


Вид на город. Начало 70-х годов 19-го века. В центре справа Грузинская церковь, левее от нее Дворянское собрание (современная казанская ратуша) Дальше плохо видимый старый театр. По территории современного Ленинского садика идет дорога. Улица (которая современная Пушкина) очень узкая. Дома на переднем плане убогие. Вид города - не очень… И я бы не сказал что в нем много зелени.


И очень интересная фотография. Февраль 1917 года. Митинг на Ивановской площади (современная площадь 1 мая)

круто!!!
а сделайте скан книги, никто никому не скажет )

Когда на пенсию выду займусь этим))) На самом деле информации в книге немного(несмотря на то что в ней 320 страниц А4 формата. Она написана на трех языках, плюс много фотографий.

имха, основная ценность таки в фотографиях

ценность не в самих фотографиях, а в атрибутированных фотографиях.

Очень интересно, спасибо. Такое ощущение, что Московская сейчас уже =)

спасибо за фотки!
именно благодаря таким фоткам реально глубоко осознаешь и даже ощущаешь что действительно "ничто не вечно", "жизнь это процесс", "все течет все меняется", "суета сует".
и что не стоит париться (по поводу сносимых архитектурных ценностей, вчастности)

Ну, непонятным образом испарились: на Кремлёвской(!) одно из зданий Окружного суда с флигилем (примыкали к Главпочтампту), номера Булгар (Кирова/Татарстан). Причём точно, что произошло не при многоуважаемом К.Ш., а уже при многоуважаемом И.Р. С благословления многоуважаемой Зили Рахимьяновны, нашего, всеми горячо любимого, Министра Культуры.

Спасибо огромное! Очень интересно и познавательно. Присоединяюсь к просьбе про сканирование книги.

Купите, она есть в продаже. При наличии предмета авторского права в свободной продаже, просить его контрафактную версию, для культурных любителей истории, моветон. Даже пяти копеек жалко, хотя бы тем людям отдать, которые собирали материалы для книги (речь не о самих фотографиях, а их полноцненной атрибуции), писали эти статьи, и хлопотали об издагнии, чтобы до вас же донести.

Ваша правда, такие книги нужно покупать чтобы у людей была мотивация писать. Я покупаю)

Я к тому, что не надо излишне тутошних халявщиков баловать. Тем более, многие тут кичатся своим экономическим статусом, причисляя прочих к "нищебродам. Меня, так неоднократно к ним приписывали, а сами на книжку не могут раскошелиться, "сверхбогачи".
Подобная информация должна лишь служить затравкой к интересу полного ознакомления с материалами легальным способом.

гы моралист. все лицензионное всегда покупаете?

О простите что обидел ВАС, Ваше высочество.
Не хами

Интересная нынче молодёж пошла. Извиняются перед старшими, а потом ещё и себе установку не хамить дают. Похвально. Лучше не хамить, так жить спокойнее будет.

никто не хамил. иди отдыхай, старичок))))

Книжка год назад в нацмузее стоила 300 рублей. Гроши вообще.

Помню, сорвался из московии купить её )

почему Московскую сузили, гады?!?! при путине такого не было!!!!!

Личное мнение автора топика портит картину напрочь.

"Дома на переднем плане убогие. Вид города - не очень… И я бы не сказал что в нем много зелени."

Все познается в сравнении. Кому-то "не очень", а кому то хоромы.

Вот вы спорите, ради спора) Дома на переднем плане это Марусовка, место жительство пьяниц и (как говорили мои прабабушки и прадедушки) проституток. Тут по определению не может быть хором. Дома покосившиеся, с просевшими крышами. Вот сравните эту фотку и с Николаевским сквером, между ними 30 лет разницы, а как наворотили)

Я не спорю. Я высказал свое мнение, что коментари излишне. Какбэ вот вам картинка, смотрите и думайте сами. Зелени мало? -съездийте в Челябинск, дома убогие?- съездийте в Оренбургскую область, ближе к Казахстану))))

А я высказываюм таким образом мнение, что сейчас город смотрится лучше) Кстати за убогость далеко ехать не надо, есть прекрасный город Канаш, всего 180 км.

Что там с Челябинском в части зелени?

Если надо помочь со сканом - могу рутинную работу взять на свои плечи :)

Потратить на это свои драгоценные, так сказать, выходные :)

Спасибо, не беспокойтесь - я ее рано или поздо все равно всю выложу по частям)

Может пусть лучше "любители казанской истории" просто купят эту книгу? Она есть в проаже. Не всегода бывает в самих музейных заведениях Казани, были в Книжном дворе (подороже).
http://community.livejournal.com/kazan/5358822.html?thread=77813990#t77813990

А что з ахрам на первой фотографии? :)

Это Воскресенский храм, стоял он на перекрестке современных Лобачевского и Кремлевской, напротив Физфака, там тогда была пожарка с колончей, а на месте храма сейчас академия наук РТ. Улица Кремлевская тогда в честь храма называлась Воскресенской. Это была обычная практика. На современной Карла Маркса стояла Грузинская церковь и улица называлась Грузинской. На перекрестке современных улиц Московской и Татарстан стояла церковь Четырех Евангелистов, и улица Татарстан называлась улицей Евангелистов.

А Вы не путаете? Напротив физфака стоит химфак, а Академия наук ниже по Лобачевского и на другой стороне стоит

а мне кажется, или раньше улицы шире были? кирова у дома фукса явно шире нынешней...

пошире и автобусных полос нет :)

Улица на которой по обе стороны сохранились исторически здания не могла существенно изменить свою ширину, разве что ширина пешеходной части изменилась. Как раз на месте перекрёстка, где пока ещё расположен дом Фукса (Московская 58/5) и на другой стороне стоит дом 53/6 с закруглённым углом (дом К.С.Скорнякова - З.ББ.Усманова, постр. вт. пол.19в), и есть зафиксированная ширина улицы на момент 2-й полов. 19 века. Иди нынче эти два дома поближе друг к дружке подобрались? ;)
То же относится к месту на экс-Кирова, напротив гостиницы Амур и лавок сенного базара, мечети сенного базара и другог углового здания, навскид не помню какого татарского купца, весьма известного точно.

спасибо!
даже и не верится, что казань была такой когда-то.

Отличный пост.
Пиши чаще автор!

Вы читаете kazan